Особенности деятельности летчика при отказах элементов системы автоматизированного управления заходом на посадку
Для выявления особенностей и оценки надежности действий летчика при отказах САУ были проведены эксперименты нй Имитаторе полета и самолетах разных типов. В процессе зкхЬ%а на посадку вводились отказы либо вычйслителя, либо автопилота. ‘Отказы вводились в боковом или продольном канале упрай’ленйя, ДПРМ и БПРМ, имитировались «быстрые» и «медленные» ютка —
зы, ^приводившие соответственно к резким или плавным изменениям ^режима полета. Для уменьшения влияния фактора ожидания отказа в процессе заходов на посадку отказы вводились не во всех заходах, летчики отвлекались на запросы о показаниях различных приборов и о земных ориентирах.
Задача летчика заключалась в контроле режима автоматического управления (или. пилотирования в директорном режиме)’, обнаружении, опознании вида отказа и переходе к директорному или позиционному управлению. Критериями оценки служили качество контроля и выдерживания режима полета при отказах, временные характеристики обнаружения и опознания отказов, ошибочные действия и характер затруднений в процессе опознания отказов (по данным осциллограмм, киносъемки направления взгляда летчика, радиодокладов и бесед).
Результаты экспериментов показали, что ощущаемые летчиками при «быстрых» отказах физические воздействия на самолет вызывали их вмешательство в управление, направленное на прекращение вращения самолета, — летчики отклоняли ручку управления в сторону, противоположную вращению. Быстрота и безошибочность (0,1—0,4 с) этой реакции позволяют предположить, что она является безусловно-рефлекторной. В данном случае это реакция на вынужденное изменение позы, на резкое перемещение дочки опоры.
Время осознанного действия — выключения САУ при экспериментальной вероятности, равной 0,9, варьировало от 1,5 до 13с (рис. 17). В 8% случаев летчики не выключали САУ, что свидетельствует о непониманий ййй причины происходящего. Это свяйано с тем, что неинструментальные признаки «быстрых» от-
Рис.. 17. Функции распределения времени обнаружений «быстрых» отказов вычислителя (1) и выключения ‘ ‘ САУ (2) |
казов не являются специфическими. Подобные ощущения могут быть вызваны болтанкой, порывистым боковым ветром, искривлениями равносигнальных зон радиомаяков из-за помех. Они могут быть также связаны с изменениями аэродинамических свойств, самолета, т. е. с другими отказами. Доказательством недостаточной определенности неинструментальных признаков отказа САУ служат и зафиксированные в экспериментах факты выключения испраівной СА. У (в 11% случаев).
При «быстрых» отказах АП летчики, как правило, переходили на позиционное управление и только в 9% случаев продолжили заход в директорном режиме. Это свидетельствует о том, что отличительный признак данного вида отказов от отказов ВУ — направление применейия директорных индексов — большинством летчиков не осознается.
Возникновение «быстрого» отказа приводит к существенным изменениям структуры сбора информации летчиком, связанным с парированием ухода самолета с траектории, принятием решения о целесообразном способе управления для продолжения захода на посадку. Как видно на табл. 4.3, относительная продолжительность контроля КПП возрастает в 1,7 раза, а средняя длительность фиксации взгляда на нем — с 0,9 до 2,1 с. Сосредоточенность внимания на КПП обусловлена потребностью летчика в информации о пространственном положении самолета в связи со значи-
Таблица 4.3 Структура сбора информации летчиком при «быстрых» отказах САУ в автоматическом режиме управления
|
Таблица 4.4 Средняя длительность (с) перерывов в восприятии показаний приборов
|
тельными изменениями при «быстрых» отказах углов крена и тангажа.
Однако надежность контроля летчиком высотно-скоростных параметров при этом снижается (табл. 4.4).
Характеристики надежности действий летчика при «быстрых» отказах компонентов САУ представлены в табл. 4.5.
Таблица 4.5 Характеристика действий летчика при «быстрых» отказах САУ
Примечание. В числителе — среднее значение, в знаменателе — минимальное и максимальное значения. |
Несколько большее время обнаружения отказов вычислителя при пилотировании в директорном режиме (по сравнению с автоматическим) детерминировано отсутствием в первом случае резких эволюций самолета.
Вместе с тем уход с лицевой части командно-пилотажного прибора наиболее значимого для управления сигнала (директорных индексов) является весьма информативным признаком. В этом случае, решение об отказе вычислителя летчики принимали достаточно быстро (за время от 1,5 до 10 с).
Надежность действий летчика при «медленных» отказах САУ зависит от вида отказа, режима управления.(директорный или автоматический), наличия специфических умственных навыков и умений по распознаванию отказов и использованию исправного компонента САУ для завершения захода на посадку.
Характеристики действий летчика при «медленных» отказах САУ приведены в табл. 4.6.
1 Более высокая вероятность обнаружения отказов автопилота в автоматическом режиме связана с наличием информативного признака в виде ухода директорных индексов из кружка КПП.
При «медленных» отказах вычислителя директорные индексы удерживаются в центре кружка и, пока не появится заметное отклонение от посадочной траектории, информация об отказе отсутствует.
Подозрение об отказе возникает при уходе позиционной планки НПП на 2—3 точки от центра кружка. Вариативность количественных величин отклонений, которые служат пусковым сигналом, для выдвижения гипотезы об отказе, зависит от ряда причин: уровня подготовленности летчика, внешних воздействий на самолет (боковой снос, болтанка), устойчивости работы курсоглиссад — ных маяков. Для подтверждения или отбрасывания гипотезы об отказе летчик обращается к показаниям взаимосвязанных приборов и индексов, т. е. осуществляет информационную, подготовку принятия решения. Ее развернутость. зависит от содержания, имеющегося у летчика образа полета. Ввиду того что в директорном режиме образ редуцирован, процесс информационной подготовки принятия реше’ния более продолжителен, так как требует воссоздания полноценного образа пространственного положения; Как
Р
0,8 0,6 ОА 0,2
свидетельствует анализ маршрутов переносов взгляда летчика,, при отказах вычислителя существенно увеличивается количество» переносов взгляда: при отказе в боковом канале — между КПП и НПЩ в продольном — между КПП, НПП, указателем вертикальной скорости, высотомером и индикатором дальности до ВПП; (рис. 18).
Пщнн° при «медленных» отказах летчики испытывали затруд— нения в определении причины случившегося. Приведем, типичные ошибки летчиков при отказах,:
I тип — в автоматическом, или директорном режиме полета летчик, длительное время не. замечает отказа или отклонения от’ заданных параметров, поэтому не меняет способа действий, т. е. продолжает наблюдать за работой САУ или управлять по дирек-*
торных^ стрелкам;
II тип — в автоматическом режиме летчик обнаруживает отклонение от. заданной траектории, но неправильно определяет, вызвавшую его причину; считая, что отказал автопилот, летчик выключает его и продолжает полет по директорным стрелкам, вы-» дающим, ложную информацию;
ПК тип — выполняя заход в директорном режиме управления,, летчик, своевременно замечает отклонения от посадочной траектории щ пытается исправить положение, концентрируя все внимание ца, служении за директорньщи стрелками-.
В; результате ошибки I типа летчик, как правило* не выходит7 на Б1ІРМ и в конце неудавшегося захода напосадку, констатирует свою ошибку, ссылаясь на то, что он полностью доверился САУ? Часто это «доверие» совпадало с повышенным, вниманием,, например, к регулированию скорости, т. е. такая ошибка’, наиболее; характерна при дополнительных затруднениях.- в, работе. В этих, случаях, летчик периодически фиксирует взгляд на всех основных индикаторах, на индексах положения, самолета относительно кур- соглиссадной зоны (так, что внешняя структура, сбора информации не нарушается), но при этом летчик, не осознает их, показаний. Активно им воспринимаются и оцениваются только директорії ые стрелки. По мнению летчиков, практически невозможно надежное опознание несигнализируемого отказа, поскольку; ца, посадке нет времени и возможности активно контролировать работу; директррной системы. Поэтому несигнализируем. ые отказы, очень опасны,, тем* более что доверие к директорным индексам, в полете- появляется очень быстро, и если отказ не имеет специальной, сиг-* иализации, обнаружить его и, тем, более определить, какой;компонент, САУ отказал, очень трудно. •
Очевидно, что доверие, к. САУ — основное условие эффективного ее использования-, но одновременно это показатель того, что* в сознании Летчика происходит «подмена» реального объекта, управления, его информационной моделью, при этом моделью, упрощенно^; по сравнению со сложным, процессом движения самолета.
Ошибки II типа очень характерны и распространены при отказе директорией системы в режиме автоматического управления.
Выключив АП, летчики управляли по отказавшим индексам, не замечая ошибочности. своих действий даже после того, как заход на лосадку не удавался. *
Появление ошибок II типа говорит о том, что обнаружение отклонений в режиме полета не гарантирует опознания причины этих отклонений. Заметив отклонения, летчики приписывали их появление неточности пилотирования, неустойчивости самолета, ,а не отказу САУ.
Сложность опознания отказа имеет и вторую отрицательную «сторону. Летчик, испытав однажды воздействие отказа, начинает излишне страховаться, включая исправную систему..при каждом. подозрении об отказе. Это означает, что любые флюктуации ди — гректорных стрелок, обусловленные случайными шумами, будут приводить к выключению САУ, снижению потенциальных щозмож — яюстей современной техники.
Для того чтобы понять. причины недостаточной эффективности .действий летчика, проанализируем его поведение при типичном отказе вычислителя, проявляющемся в плавных перемещениях ди — — ректорных стрелок, не детерминированных режимом полета. До «отказа летчик основное внимание уделяет командно-пилотажному прибору, периодически перенося взгляд на другие приборы. Вследствие отказа директорные индексы (или один из них — при отказе .«вычислителя только в одном канале) начинают медленно отклоняться от нулевого положения. Летчик двигательно реагирует на «отклонение, пытаясь вернуть индексы в исходное положение.-
Реакция на ложные команды директорных индексов — закономерная ошибка летчика, поскольку в полуавтоматическом режиме управления командная информация является основным регулятором его действий. Так как директорные индексы являются командными сигналами и не отражают действительного положения- самолета, в первый момент нельзя оценить правильность команд директорных стрелок.
Управляя по директорным стрелкам и пытаясь вернуть их ж центральное положение, летчик фактически начинает непроизвольно вводить ошибку, которая приводит к уходу самолета «с заданной траектории: Однако он может не сразу заметить несоответствие своих действий реальной ситуации, так как его внимание сосредоточено на директорных индексах и попытках установить их в центральное положение. И только значительные откло — «нения способны привлечь активное внимание летчика.’ ‘ v —
Последующий процесс распознавания отказа основывается на сопоставлении и соотнесении показаний директорных индексов •с совокупностью пилотажной информации. Определяющее «значение для распознавания отказа имеет сопоставление команд директорных стрелок с положением позиционных планок.
В автоматическом полете, где контроль за режимом полета часто осуществляется по директорным индексам, наблюдается то же явление, что и в директорном режиме управления:- субъективная значимость директорного сигнала маскирует значимость по-
казаний остальных пилотажных приборов, что повышает психологический порог восприятия их показаний.
Обращение к директорному индексу при отказах автоматики связано с тем, что из всех указателей параметров полета он наиболее чувствителен и, следовательно, информативен. Летчик именно на основании его перемещений делает вывод о том, что отказала автоматика,,- и на этом сигнале концентрирует свое внимание в ущерб контролю состояния системы по совокупности индикаторов. Поэтому. нужно с помощью тренировки целенаправленно формировать у летчиков умение сочетать контроль работы САУ или пилотирование по директорным индексам с активным наблюдением за показаниями приборов, отражающих пространственное положение самолета.
Экспериментальные данные, полученные при исследовании деятельности летчика при отказах САУ на тяжелых. и. легких самолетах, практически совпадают в отношении количественных характеристик действий, отражающих затруднения летчиков. Совпадает и характер ошибочных действий при отказах: летчик пытается управлять, используя отказавшую директорную систему, поскольку он или вовсе не опознает отказа, или ошибается в его опознании. Повышение надежности действий летчика при отказах САУ возможно с помощью сигнализации отказов ее компонентов и целенаправленных тренировок. При наличии сигнализации затруднений в опознании отказов нет, а время начала эффективных действий варьирует от 3 до 9 с.
Рекомендации по содержанию тренировок рассмотрены в. гл. 5,
7 Зак. 5945